По возможности буду систематизировать найденный справочный материал.
Итак, пока предлагаю Вашему вниманию несколько разделов:
|
|
Краткая история Dunhill
Эта статья была опубликована R. David Field в Pipe Smoker в 1983.
THE DUNHILL PIPE: A COMPARISON OF THEN AND NOW
Как коллекционер и фанат трубок и ведуший дилер Данхилла, я слышу много сравнений старых трубок с новыми моделями.
Большинство дискуссий сконцентрировано на качестве бриара и приятности курения
. Много высказываний типа: " я люблю мои старые Данхиллы, но вот новые – нет, не знаю…"
Люди о кототых я говорю считают, что трубки начала 20 века вкуснее чем поздние, и выбирают трубки
с «патентом» ( до 1955); они даже не пробуют трубки сделанные после 1968, считая из качество ниже допустимых стандартов.
Продажа куренных трубок следует той же тенденции – патентные Dunhill стоят дороже чем периода 1955-1968,
не говоря уж о периоде после 1968.
Попробуем выяснить, что стоит за Данхилловским мифом.
Взглянем на историю Данхилловских трубок – от начала и до сегодняшних дней. Alfred Dunhill был
замечательным изобретателем и предпринимателем, от конской упряжи быстро перешел к автомобильным
аксессуарам, был очень грамотен в патентном праве.Когда в 1907 он начал деятельность табаккониста, он
не знал ничего о трубках, табаках и смесях. Он досконально изучал спрос, и старался максимально его
удовлетворять.В начале 1910, Dunhill был готов представить собственные трубки как альтернативу тому,
что поступало из Франции, - с тяжелой лакировкой и забитыми порами бриара. Эти первые трубки были двух
типов: одна следовала французскому дизайну (стандартная безфильтровая); другая – “absorbal", использовала
целлюлозный фильтр, вставлявшийся в чубук. Интересно заметить, что первые трубки Dunhill и все сделанные
до 1919 - переделанные в Лондоне французские трубки.
В 1912, Dunhill изобретает и патентует "inner tube", алюминиевая внутренная трубка помогающая держать
трубку в чистоте; в 1915, появляется "white spot" (белая точка) помогающая правильно ориентировать
мундштук; 1917 появление первого сендбласта (пескоструйной обработки) - the "shell".
Для производства "shell", Dunhill использовал только Алжирский бриар, благодаря его мягкости,
а Итальянский – для финиша "bruyere" (гладкого). Благодаря мягкости бриара и масляной обработке
сендбраст получается очень глубокий и красивый. В ранние годы Dunhill не всегда ставит на трубки "shell"
маркировку шейпа, потому, что после обработки шейп часто сильно меняется.
Dunhill's "root briar" появился в 1930 (в это время, Alfred Dunhill на два года отшел от дел и его брат
Herbert рулил бизнесом) и светлокоричневый финиш стал очень популярным в Америке, да и в Европе тоже.
Затем, двадцатью тремя годами позже появился “tanshell", бластированный сардинский бриар с коричневым
или желто-коричневым финишем. Еще двадцать шесть лет и появился "cumberland". Сендбласт с
темно-коричневым финишем, гладкой фаской сверху, и мундштук из двуцветного эбонита
(который впервые появился в 1930 на root briar).
Как было сказано выше, до 1920 ( когда было открыто производство чаш в Лондоне) заготовки
импортировались из Франции, подвергались масляной и затем финишной обработке.
Исследуем, что произошло с использованием бриара. Изначально Итальянский использовался для "bruyere" и "root",
Алжирский для "shell", и Сардинский для "tanshell". Возраст бриара варьировался от 60 до 100 лет. В 1960-х ситуация с
бриаром кардинально изменилась. Алжирский источник истощился и итальянское правительство заявило, что бриар
будет использоваться только для внутреннего рынка. До этого времени Dunhill имел виртуальную монополию на
источники бриара; теперь пришлось искать новые источники и не стало возможным резервировать
определенный тип для определенного финиша.
Эти изменения хорошо заметны на "shell". Применение Греческого бриара резко уменьшило глубину
сендбласта. Также дерево стало моложе – от 50 до 80 лет. Качество гораздо ниже, много дефектов и
соответственно много отходов! И наоборот - новый бриар - тверже, светлее и с более красивым рисунком
чем ранее. Dunhill никогда не озабачивался красотой рисунка, но то, что производится сейчас – гораздо
красивее, чем ранее. В производстве качественных трубок большое внимание уделяется мундштукам.
Штамповка не используется; каждый мундштук делается вручную из куска и подгоняется к конкретной
трубке. Изначально загубник был толстоват и не очень комфортен. Более комфортный – потоньше и
пошире был разработан в 1920-х, в 1930-х разработали “fishtail” . С 1976, с целью снижения затрат
разработана машина для резки мундштуков. Она делает что-то промежуточное между "comfy" и "fishtail".
Я посещал фабрику Данхилл трижды за последние два года и имел возможность не только
наблюдать каждую стадию производства, но и общаться со всеми занятыми в производстве.
Во время визита в декабре 1980, я имел долгий разговор с David Webb, управляющим фабрикой.
Мистер Вебб был с Данхиллом последние пять лет, управляющим с начала 1979, и был
абсолютно компетентен. Я принес мою персональную коллекцию некуренных
Dunhills датированных с 1920 по 1927 – девять bruyeres, четыре shells и три "shells" 20-х годов,
которые я курю. Мистер Вебб взглянул на них и улыбнулся: "Если бы их сделали сейчас – половина пошла бы в брак."
Ошеломленный, я спросил: "Почему?"
"В случае этого бильярда, слишком глубокий бласт с одной стороны, съевший
слишком много стенки; и чубук скособочен. Мундштук другого бильярда
толстоват в месте стыковки. Принц выходит за рамки стандартного шейпа."
Я протестовал, настаивая, на их замечательных свойствах и индивидуальности.
"Да, конечно это замечательные трубки. Мы можем сделать такие, но…" и он стал объяснять
особенности рынка. И на Континенте и на Дальнем Западе нет спроса на глубоко бластированные
трубки; хуже того, такие будут возвращаться с пометкой "не Данхилловское качество".
Bill Taylor, рассказал мне о времени, когда он работал на контроле качества.
Richard Dunhill прошел мимо и вытащил один из "shells" из брака.
"Почему он в корзине?"
"Потому, что бласт слишком глубокий и неравномерный."
"У трубки есть индивидуальность. Пошлите ее в Америку. Американцы разбираются в трубках!"
Данхилловские трубки всегда были синонимом качества. Большая часть этого, мне кажется, за счет
уникального процесса подготовки бриара "oil curing" изобретенного Альфредом Данхиллом. Этот процесс,
как мне понимается, делает три вещи – делает вкус уникально «ореховым»; сильно снижает вероятность
прогара; и помогает трубке сохраняться много годы. Этот процесс тщательно охраняется, и не показывается
посетителям полностью. Мне процесс был показан, потому, что я принес им копию оригинального патента.
С целью распознать качество трубки, надо смотреть на несколько вещей: изготовление и сверловка чаши;
сверловка чубука; соединение мундштука с чубуком; загубник мундштука; внешний вид финиша.
Dunhill, я утверждаю, имеет наивысший стандарт качества. Это не означает, что каждая трубка им
выпущенная – идеальна, для кого-то - нет! Просто по моему мнению процент «брака» особенно не меняется.
По мнению David Webb, в середине 70-х у Данхилла были прорблемы с внешним видом трубок.
В эти времена, решили, что "shell" должен быть абсолютно черным и блестящим – стали использовать
сине-черную морилку, исключающую красноватый отблеск. В это же время "bruyere" посветлел,
относительно оригинального сливового оттенка. Эти два изменения испортили репутацию и
вызвали серьезную критику;однако, в целом, качество осталось неизменным.
Затем произошел возврат к оригинальному финишу.
Какие изменения надо отметить по сравнению со старыми трубками:
Изменения оригинального мундштука и переход на его машинное производство.
Изменение бриара привело к увеличению твердости, осветлению и улучшению яркости рисунка.
Пескоструенный “shell" потерял глубину и индивидуальность.
С этими изменениями стандарты качества Dunhill не уменьшились, по крайней мере на мой взгляд.
Сегодняшние Dunhill не хуже вчерашних; и не лучше; они . . . другие!
По всем вопросам обращайтесь trofff@gmail.com
- Петр
или аварийный mammon@mammon.ru
- Александр
www.mammon.ru
|
|