На главную
    История
    Реставрация
    Трубки/Pipes
    Табаки/Tobacco
    Аксессуары
    Про трубки
    Ссылки
    Как купить
    Пресса
    Швейцарские часы
    English
   
  По возможности буду систематизировать найденный справочный материал.
  Итак, пока предлагаю Вашему вниманию несколько разделов:


    Строение трубки
    Типы трубок по внешнему виду
    Трубочные клейма
    Торговые марки и "секонды"
    В помощь новичку
    Краткая история Dunhill
    Маркировки Данхилла от начала до наших дней
    История GBD
    Краткая история и датировка Comoy
    Краткая история Barling
    Краткая история Peterson`s
    Краткая история BBB
    Краткая история и датировка Sasieni
    Краткая история и датировка Charatan
    История Датских трубок
    История S. M. Frank & Co. Inc (США)
    История Tinder Box




История Датских трубок


Source: by Jakob Groth


Введение

Немножко определений. О трубочных мастерах говорим тогда, когда мастер делает трубку от начала и до конца. О "полуручных трубках", когда в процессе участвуют другие люди (подмастерья) как у Nording например. Начнем с того, что история датского трубоделанья начинается со шведа: Sixten Ivarsson. Во время Второй Мировой Sixten Ivarsson жил в Копенгагене и работал сборщиком налогов. Он сломал мундштук своей трубки и пошел в мастерскую - Suhrs Pibemageri (Suhr's Pipe Work Shop в Копенгагене) – чтобы починить. Мастер в это время болел, и пришлось чинить трубку самому. Получилось так хорошо, что ему сразу предложили работу. Во время войны было не до покупки новых трубок, и Сикстен был занят ремонтной работой. Таким образом он научился, главным образом, тому как НЕ НАДО делать трубки. После Войны, снова появился бриар, и вместе с ремонтом Сикстен начал экспериментировать с изготовлением трубок. Хорошие английские трубки были недоступны и Сикстен мог продавать свои трубки в 5-10 раз дороже, чем Датские фабричные (в те времена не очень хорошего качества). В 50-х он разрабатывает свои формы трубок. Из традиционных Английских шейпов он развивает множество вариаций, ставших в последствии классическими. В то же время он начинает сотрудничать со Stanwell. Начались разногласия с владельцем Suhrs Pibemageri по поводу вознаграждения за шейпы разрабатывавшиеся для Stanwell. Stanwell датская фабрика выживавшая с трудом, и конкурировавшая с англичанами. Потом мы вернемся к этой фабрике. Сикстен никогда не опасался учить других, многие шейпы Стенвела 50-х и 60-х разработаны Сикстеном Иварссоном. Вот таким путем Датский Дизайн и стал популярен во всем мире. В 60-х датские трубки совершили прорыв. Начался фантастических рост экспорта как фабричных так и ручных трубок. Появились новые мастера и мастерские. Многие стали школами поколений мастеров, известных сегодня:

Sixten Ivarsson

W.O.Larsen

Poul Rasmussen

Sixten Ivarsson как учитель








Главное в его школе - всегда только высочайшее качество. Нет несущественных деталей, важна каждая мелочь. И важно, что трубка это курительный прибор - а не только скульптура для каминной полки. Многие трубки подчиняются материалу. Это означает, что многие формы ассиметричны. Большинство с финишной отделкой в различных тонах коричневого.


Мастерская Poul Rasmussen



Поль Расмуссен наверное второй мастер в Дании, он был мастером в Suhr's Pipe Work Shop после того как ее покинул Сикстен. Он тоже починил кучу трубок! Затем он основал собственную мастерскую в Hornemannsgade.



Когда он умер в 1967 один из его учеников написал: "Его важнейшая заслуга, что из его мастерской вышло большое количество учеников, благодарных ему за знания и навыки. Они теперь работают самостоятельно, на основе его знаний." Несколько имен его учеников: Emil Chonowitsch, Bjorn Bengtsson, Tom Eltang и конечно, Anne Julie, вдова Поля Расмуссена. Некоторые характеристики его мастерской: много классических форм, не далеко ушедших от фабричных, предпочтение тонкости и строгости. В этой школе используются морилки, и как следствие высококонтрастный рисунок свойственный многим трубкам.





Мастерская W.O.Larsen

W.O.Larsen старейший и наверное известнейший в Дании табачный магазин, расположенный в центре Копенгагена на главной пешеходной улице Stroget. В начале 60-х магазин начал торговать ручными датскими трубками, в основном от Poul Rasmussen. Дело шло хорошо, и Poul Rasmussen не успевал удовлетворять спрос. W.O.Larsen – вместе со своим менеджером Svend Bang (позже начал свой собственный бизнес) – решили открыть собственную мастерскую в комнатах позади магазина.





Первым управляющим был Sven Knudsen, но скоро он стал делать трубки под своим собственным именем. Следующим стал Hans Nielsen, также известный как "Former" (по псевдониму британского актера George Formby, с которым у него было сходство). В датском языке Former означает – английское Shapes (формы). Под управлением Former мастерская росла и трубки W.O.Larsen стали хорошо известны за границами Дании. Сриди выдающихся трубкоделов работавших здесь: Else Larsen (Первая в Динии женщина трубочный мастер), Poul Ilsted, Ph. Vigen, Teddy Knudsen, Tonni Nielsen, Peter Hedegaard.

Типичным для школы W.O.Larsen School были полустандартные формы, то есть классические, но с небольшими отклонениями, обычно чуть полнее и круглее. Эти трубки обычно имели низкий центр тяжести. Для отделки часто использовались желтые и оранжевые оттенки.















Другие известные мастерские



Одна из известнейших - Pibe-Dan (Pipe-Dan), к сожалению закрытая в 1991. Pipe-Dan была Меккой любителей ручных трубок. Pipe-Dan продавала в своем магазине трубки лучших датских мастеров. Мастер становился известен когда продавал свою первую трубку через Pipe-Dan.



Pipe-Dan резрешала мастерам ставить свое клеймо тоже. У Pipe-Dan была своя мастерская, но она в основном занималась ремонтом. Pipe-Dan имела линию трубок под названием "shape reformed", что означало – нарушение традиционных форм. Некоторые трубки резались здесь, например мастерами Tom Eltang или Ph. Vigen.

Еще одна мастерская с хорошей репутацией в 60-х - Hans Hartmann, не стала Школой. Наиболее известный мастер, в молодые годы работавший у Hans Hartmann, был Per Hansen (S. Bang Pibemageri). Датский Дизайн приобрел хорошую репутацию, и пошел тиражироваться в менее дорогих линиях и полуручных фрихендах. Сегодня в Скандинавии мы снисходительно взираем на эти "fancy creations". Это такие имена как Preben Holm, Karl Erik и Nording. Эти трое выживают следуя колебаниям рынка.


Stanwell



Говоря о датских трубках нельзя умолчать о Stanwell. В ранних 50-х Poul Nielsen Stanwell начал сотрудничать с Sixten Ivarsson.





Poul Nielsen Stanwell для выживания начал кроме традиционных (Английских) форм, внедрять новые Датские. Многие взятые у Иварссона формы существуют и по сей день. Позже и другие мастера «жертвовали» свои формы Стенвеллу. Набор из шести трубок к 50-ти летнему юбилею коллективный дар трубоделов в знак признания вклада фирмы в дело Датского трубоделанья. Набор включал bulldog (первая трубка Stanwells в 40-х) и пять трубок разработанных: Sixten Ivarsson (2), Jess Chonowitsch, Anne Julie и Tom Eltang. Даже сегодня эта кооперация плодотворна; многие формы Stanwell разработаны вольными мастерами, тогда как многие из них например используют пескоструйки фабрики Стенвелла, и пользуются складами для поисков кусочка бриара или бамбука получше…

В середине 70-х время больших мастерских прошло. Sixten Ivarsson стал стар, чтобы учит дальше, Anne Julie продпочла работать в одиночестве. W.O. Larsen закрыл мастерскую, и стал скупать трубки у индивидуалов, и ставить на них свое клеймо; также большое количество фабричных и полуручных трубок было продано с клеймом W.O.Larsen.

В поздние 90-е случился трубочный бум, особенно в США, который последовал за сигарным бумом середины 90-х. Это не впервые, такое случалось и ранее. Каждый раз появлялись новые имена. Выживали только те, кто давал высшее качество.


На что обращаем внимание изучая ручные трубки:



Grading. Некоторые коллекционеры уделяют много внимания грейду. Это немножко странно для нас, здесь в Скандинавии, мало кто из производителей присваивает грейды. Очень немногие присваивают грейды всем трубкам; некоторые присваивают грейд только лучшим трубкам, только нескольким за год, а большинство вообще этого не делает. Главный резон для простановки грейда на экспортной трубке, это когда произошел прогар (чего никогда не бывает при правильном курении), и потребитель требует замены – предоставить трубку того же ценового диапазона. Обычно грейдинг означает качество рисунка и дерева (больше или меньше дефектов). Это никак не отражается на курительных свойствах. В Скандинавии мы думаем так – если трубка нравится, надо ее покупать (независимо от грейда).

Briar. Другая вещь, которой мы также придаем мало значения – происхождение бриара. Цена заготовки не сильно сказывается на конечной цене трубки. Большая часть цены – стоимость ручного труда. С другой стороны очень хороший кусок, с красивым рисунком, плотным деревом, и без дефектов позволит удвоить цену при тех же затратах труда. Мастера покупают блоки в больших количествах, и это очень важно, чтобы бриар был высокого качества. Датские мастера резюмируют так: "Не беспокойтесь за бриар, это наши проблемы."


Трубки Bang



Имя Bang Pipes или S Bang это кусочек парадокса в мире трубок. Это не имя мастера. Svend Bang, организовал мастерскую и магазин в 1968. Svend Bang имел большую предысторию в трубочно-табачном мире. До открытия своего бизнеса он был менеджером и подставным владельцем у W.O. Larsen в Копенгагене.



Имя первого мастера, работавшего на него - неизвестно, но в 1970 Per Hansen начал работать с ним а в 1971 добавился Ulf Noltensmeier. Пер короткий период работал с Пребеном Хольмом а Ульф с Anne Julie. Почти 30 лет они вдвоем делали трубки Bang. Они оба родились в 1948. В 70-х Svend Bang нанял Ivan Holst-Nielsen и после него Ph. Vigen и Jan Windelov, но ни один из них надолго не остался с Бангом. В 1984 Свенд Банг вышел на заслуженную пенсию и продал компанию Перу и Ульфу. Тогда как другие мастера работали поодиночке, Пер и Ульф работали вместе, но делали свои трубки абсолютно индивидуально. Их мастерская все еще в Копенгагене, тогда как болшинство других предпочитают жить и работать в деревне или у моря. Пер и Ульф ездят на работу в город каждый день с девяти до пяти. Некоторое время назад трубки Пера были обычно резными и «скульптурными» тогда как Ульф предпочитал классику. Сегодня трудно отличить их работы. Они вместе разработали несколько новых форм и линий, и по нашему мнению режут одни из лучших трубок в мире. Их трубки продаются по всей планете. Максимальное количество трубок – 200 на каждого мастера в год.



Конек Банга – сендбластовые трубки. Они делают их сами, в то время как большинство других мастеров делают эту обработку на фабрике. Их трубки имеют очень глубокую красивую текстуру. Их серебряная отделка также уникальна. Это не только кольца, но и крышки. Абсолютно превосходна финишная отделка, да и мундштуки чернее, и блестят лучше других. Грейдинг базируется на системе Свена Банга разработанной в 1970. С 1984, трубки клеймятся S. BANG Kobenhavn и грейды: Black sand, Tan sand, 5 – 9 и A-B. Только уникальные экземпляры нумеруются индивидуально и ставятся инициалы мастера (PH для Per Hansen или UN для Ulf Noltensmeier).


Emil и Jess Chonowitsch



Наиболее известные с 60-х мастера отец и сын Еmil и Jess Chonowitsch. Отец стал мастером уже взрослым после долгих лет работы на крупнейшего в Копенгагене табаккониста. Эго мечтой была независимость, которая и привела к этой новой професии. Перед началом работы в собственной мастерской в закрытой школе (Atterup Pibemageri), Эмиль был взрослым подмастерьем у Поля Расмуссена. Он, как и остальные, начинал с ремонта. В своих линиях и формах Эмиль отличался от других. Он делал серии 12 стандартов, показывая свои идеалы классики: Billiard, Canadian, bulldog и т.д. Вы не увидите несимметричного Хоновича. Трубки Джесса сильно отличаются от трубок отца.


Gert Holbek



Gert Holbek, вероятно, старейший Датский мастер – после смерти Сикстена Иварссона, - Герт Холбек родился в 1928. Он начинал с Полом Расмуссеном в 1953. После полутора лет и десятка тысяч отремонтированных трубок, он открыл свое дело, и делает его до сих пор… Все эти годы он делает примерно по две сотни трубок в год, которые продавал через Pibe Dan, до его закрытия в 1991. Английский каталог Pibe Dan’s в 60-х принес его имя в Европу, Японию и США. Особенно много его поклонников в Японии.



Он не любит шумихи и рекламы, предпочитая работать на постоянных клиентов. Были большие периоды, когда он развлекался индустриальным дизайном и техническими инновациями. Ему принадлежит множество изобретений, в частности возможно лучшая жидкость для чистки трубок и мундштуков. Дизайн трубок Gert Holbek отчетливо специфичны и не меняютя многие годы. Не многое говорит, что он начинал с Полем Расмуссеном. Есть длинные трубки, называемые «chimneys», разработанные совместно с Pibe Dan. Его трубки аскетичны (по его словам). Вы не найдете колец и других украшательств. Внешний вид прост, линии чисты, сопряжения идеальны. Гладкие трубки почти всегда straight grain с орехово-теплокрасной морилкой.


Tom Eltang



Tom Eltang начал делать трубки почти с детства. Еще ребенком он унаследовал от отца мистическую любовь к трубкам. В 1974 в 16 он начал работать младшим подмастерьем у Anne Julie в Vester Voldgade в Копенгагене. Как и положено – начал с ремонта – несколько лет с утра и до вечера. Пришло время попробовать самому. После трех лет работы на мастерскую Pibe-Dan, Том был готов к независимости. Сначала было надо выкинуть остатки юности из тела. Годик он проплавал по Датским морям. С 1981 открывает свою мастерскую в Taarbaek где он и жил с семьей. Иногда Том подрабатывал столяром и плотником.



Коньком Тома была финишная отделка называемая «laboratory stain» (лабораторная морилка). Он унаследовал ее у Anne Julie, которая ее использовала, но у него она получалась еще более контрастная. Для Стенвелла он сделал финиш для одной из лучших серий - Golden Contrast. 90-х он разработал несколько новых форм. Это формы обычно очень тонкие. Некоторые трубки Том маркирует маленькой симпатичной улиткой.


Sixten Ivarsson как трубочный мастер



Теперь надо рассказать о Сикстене Иварссоне как о мастере. Он начинал в конце 40-х – начале 50-х. До него трубки были классическими. Сикстена можно назвать родоначальником фрихенда. Чтобы понять, что привнесено новое, разберемся с формами. Есть три основных способа придать трубке форму:

- Копирующий станок в точности повторяющий форму разработанную мастером. Этот метод используется на фабриках.
- Чаша режется мастером на станке. Преобладают круглые формы.
- Чаша изготовляется с помощью плоского или круглого абразива. Это позволяет мастеру изготовлять любую несимметричную форму.

Сикстен был наверное первый, кто начал разрабатывать новые формы третим путем. Многие из его ассиметричных шейпов производятся на Stanwell.





Другая новизна – техническое совершенствование. Сегодня мы ожидаем от мастера безупречного внешнего вида, исключительной сверловки, удобного мундштука, красивого рисунка и др. Большинство фабричных трубок не могут предоставить это все сразу. Сикстен искал пути. Другим направлением было использование других материалов, например бамбук, рог, и самая обычная кость. Эти материалы использовались и ранее, но не так изысканно. Когда он начинал (после войны) ощущалась нехватка бриара. И тогда когда обычно из блока делалась одна трубка – Сикстен резал три. Чтобы компенсировать коротковатость чубуков и получить все таки хорошую форму он добавлял третье колено из других материалов. Сиктсен родился в 1910. Свои последние трубки он сделал в 1992-1993. Он никогда не делал более 200 трубок в год. Продавались они по всему миру. С 1965 на трубки грейд не ставился.


Lars Ivarsson



Ларс, несомненно, был в привилегированном положении. В юном возрасте он зарабатывал свои карманные деньги, подрабатывая ремонтом в лучшей трубочной мастерской(своего отца). В возрасте 17 лет он продал свою первую трубку для Iwan Ries в Chicago. Ларс завоевал такую же высокую репутацию, как и отец. Перед решением стать трубочным мастером, он получил «реальное образование» - изучал экономику бизнеса. Но даже учась в бизнес школе, он продолжал делать трубки. Но он никогда не работал экономистом. Как и большинство других мастеров, он предпочитал работать в пригороде. В последние годы работы Сикстена – Ларс помогал ему в мастерской один или два дня в неделю. В середине 80-х в качестве хобби Ларс начал изготавливать ножи. Если Вы видели его трубки, то не сложно будет представить качество этих ножей.



Помня слова отца, что не может быть «достаточно хорошо» Ларс прорабатывал каждую мельчайшую деталь. Над трубкой надо работать пока уже нельзя ничего улучшить. Сначала его трубки напоминали отцовские, потом появился собственный стиль. Он разработал много новых форм. Половина его трубок ассимметричные. Его цвета обычно коричневые и красноватые. Он делает обычно 60-70 трубок в год. 1-2 клеймятся рыбкой, это символ абсолютно безупречного качества. Он продает свои трубки в Японии, США, Швейцарии и Италии. Курит датские табаки. У Ларса есть очень талантливая дочь, Nanna, которая проработала несколько лет трубочным мастером под руководством деда, но потом выбрала карьеру дизайнера.






Ph. Vigen



Jes Phillip Vigen Gertsen (сокращенно: Ph. Vigen) еще один из датских хайгрейдеров. И по сю пору он часто работает под другими марками. Ему принадлежит высшая линия трубок Bjarne. Родился в 1953, начал работать в мастерской W.O. Larsen, его первый учитель - Former. Когда Larsen закрылся – поработал у Svend Bang. Затем Pipe Dan.



С начала в Pipe Dan он делал все ремонтные работы и изготавливал 8-10 трубок в месяц. Как было принято – эти трубки имели его личное клеймо и клеймо магазина. В Pipe Dan он проработал до закрытия в 1991. С той поры он работает самостоятельно.





По всем вопросам обращайтесь mammon@mammon.ru

или аварийный mammon1966@mail.ru

www.mammon.ru

    © 2004-2017